Администрацией Смоленской области утверждено постановление от 26.12.2014 № 914 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)»
Администрацией Смоленской области утверждено постановление от 26.12.2014 № 914 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)».
Реализация «дорожной карты» будет способствовать концентрации и эффективному использованию финансовых, социально-экономических ресурсов в целях решения проблем, связанных с повышением качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Смоленской области, качества жилищного обеспечения населения Смоленской области и, как следствие, повышением качества жизни населения Смоленской области.
|
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)» |
|
В целях реализации пункта 3.5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27.06.2014 № ДК-П9-127пр, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2014 № 447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации»
Администрация Смоленской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)» (далее также – «дорожная карта»).
2. Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Н. Пучков), Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (О.А. Рыбалко), Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (Р.А. Захаров), Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (П.С. Бабюк) обеспечить выполнение «дорожной карты».
3. Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Н. Пучков) один раз в полугодие (до 25 января и до 25 июля) проводить оценку реализации «дорожной карты».
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области разработать планы мероприятий по
развитию жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях Смоленской области.
Губернатор
Смоленской области А.В. Островский
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации Смоленской области от _______________ № _______
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта»)
«Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области
(2014-2020 годы)»
1. Общее описание «дорожной карты»
В рамках реализации на территории Смоленской области Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009 – 2013 годах органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ликвидировано 52,9 тыс. кв. метров аварийного жилья, из которого переселено более 3 100 граждан.
Однако выполнение программ не позволяет в полной мере решить вопрос ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
Общая площадь жилых помещений в расположенных на территории Смоленской области многоквартирных домах (далее также – МКД), признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими ликвидации, составляет 56,5 тыс. кв. метров.
Актуальность и важность данной проблемы требует выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Целями «дорожной карты» являются полная ликвидация к 1 сентября 2017 года аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Смоленской области, признанного в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, улучшение условий жизни населения Смоленской области и, как следствие, повышение уровня жизни.
Объекты коммунальной инфраструктуры Смоленской области находятся в изношенном состоянии. Мониторинг технического состояния котельных, расположенных на территории Смоленской области, показывает, что количество установленных в них котлов со сроком эксплуатации 10 лет и более ежегодно увеличивается на 5 - 7 процентов и составляет более 60,5 процента от их общего количества.
Наиболее слабым звеном системы теплоснабжения Смоленской области являются тепловые сети. Основная причина этого - наружная коррозия подземных теплопроводов, в первую очередь подающих линий водяных тепловых сетей, на которые приходится 80 процентов всех повреждений на системах теплоснабжения.
Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) составляет 1 199,4 км, из них 379,4 км - ветхие тепловые сети (31,6 процента от общей протяженности тепловых сетей).
Система централизованного водоснабжения Смоленской области представляет собой комплекс взаимосвязанных технических сооружений и включает в себя 1 235 водозаборных узлов, состоящих из 1 534 единиц водопроводных насосных станций первого подъема производительностью 738,3 тыс. куб. м в сутки и 61 единицы станций второго и третьего подъемов производительностью 402,4 тыс. куб. м в сутки. При этом только 15 водозаборных узлов имеют очистные сооружения водопровода (станции обезжелезивания и умягчения воды) пропускной способностью 92,3 тыс. куб. м в сутки, что не превышает 25 процентов от полной потребности населения, и 5 107,4 км водопроводных сетей, из которых 2 061,9 км (40,3 процента) находятся в ветхом состоянии и нуждаются в замене.
Система водоотведения Смоленской области представляет собой комплекс технических сооружений, осуществляющих транспортировку и очистку сточных вод, и состоит из 206 комплексов очистных сооружений пропускной способностью 378,2 тыс. куб. м в сутки, 186 канализационных насосных станций и 1 676,9 км канализационных сетей, из которых 426,8 км (25,4 процента) нуждаются в замене.
Из действующих канализационных очистных сооружений 42 процента перегружено, 80 процентов эксплуатируются более 40 лет и нуждаются в реконструкции. Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений составляет 55 тыс. куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, что ухудшает экологическую обстановку в Смоленской области и снижает рекреационную привлекательность водных объектов.
В жилищно-коммунальной сфере от населения Смоленской области образуется около 350 – 400 тыс. тонн бытовых отходов, или почти 35 процентов от объема образования отходов производства. Однако в отличие от отходов производства, 70 процентов которых используются и обезвреживаются на предприятиях, а только 30 процентов подлежат захоронению, практически вся масса бытовых отходов размещается на свалках и полигонах твердых бытовых отходов. Это является серьезной проблемой, которую необходимо решать на местном уровне.
В настоящее время в Смоленской области в государственный реестр объектов размещения отходов внесено только 12 полигонов твердых бытовых отходов (далее также – ТБО) в 12 муниципальных районах Смоленской области. В 13 муниципальных районах Смоленской области отсутствуют объекты размещения отходов, где разрешено захоранивать отходы.
Ключевыми проблемами, влияющими на экологически безопасное обращение всех видов отходов в Смоленской области, являются: отсутствие необходимого количества полигонов ТБО; недопустимо высокий объем направляемых на захоронение отходов, обусловленный низким уровнем извлечения из отходов вторичных ресурсов; отсутствие возможности утилизации крупногабаритных отходов, в которых содержатся коммерчески привлекательные фракции; слабая конкурентная среда, недостаточное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процессе утилизации и переработки отходов; отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные, отсутствие схем санитарной очистки территории.
Требуется осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизацию затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
Реализация «дорожной карты» будет способствовать концентрации и эффективному использованию финансовых, социально-экономических ресурсов в целях решения проблем, связанных с повышением качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Смоленской области, качества жилищного обеспечения населения Смоленской области и, как следствие, повышением качества жизни населения Смоленской области.
Реализация «дорожной карты» обеспечит условия для развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий, для стимулирования развития и модернизации естественных монополий в целях обеспечения доступности их услуг, а также повышения открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений по защите интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
2. Цели разработки «дорожной карты»
Целями «дорожной карты» являются:
- развитие жилищно-коммунального хозяйства как важного ресурса социально-экономического развития Смоленской области, социальной стабильности и благополучия населения;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и устойчивого развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений по защите интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- улучшение условий проживания граждан;
- улучшение состояния многоквартирного жилищного фонда;
- предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду;
- вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
3. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества
предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Механизм реализации |
Индикатор |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства |
||||||
1. |
Осуществление мониторинга соблюдения требований:
постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»;
постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса» (в части раскрытия информации в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов); |
повышение прозрачности и подконтрольности сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее также – ЖКХ) для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций;
повышение эффективности работы управляющих и ресурсоснабжаю-щих организаций (далее также – РСО);
обеспечение доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ |
в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 № 162 «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
правовой акт Смоленской области об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Смоленской области |
количество организаций, раскрывающих информацию в соответствии с установленными требованиями (по отношению к общему количеству организаций соответствующего вида деятельности), – 50%;
количество организаций, раскрывающих частично информацию, соответствующую установленным требованиям (по отношению к общему количеству организаций соответствующего вида), – 20%;
количество организаций, привлеченных к ответственности за нарушение установленных требований (с разбивкой по видам организаций), – 38 организаций |
организация системы мониторинга – не позднее июля 2015 года; осуществление мониторинга - не реже 1 раза в квартал, начиная с I квартала 2015 года |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области»;
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;
постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановления Администрации Смоленской области от 23.09.2014 № 660 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области»;
постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 21.11.2013 № 355 «Об утверждении Порядка предоставления теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями информации, подлежащей свободному доступу»;
постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 21.11.2013 № 354 «Об утверждении Порядка предоставления организациями коммунального комплекса информации, подлежащей свободному доступу» |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2. |
Утверждение и реализация регионального плана мероприятий по информированию граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросам:
создания и функционирования систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.;
оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом общедомовых расходов, социальной нормы потребления, предельных индексов роста платы граждан и другим актуальным вопросам;
осуществления лицензирования деятельности по управлению МКД;
развития системы общественного контроля в сфере ЖКХ (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 марта 2014 г. № ДК-П9-1465) |
повышение правовой грамотности населения; снижение социальной напряженности
|
правовой акт Смоленской области об утверждении плана, предусматривающий в том числе определение ответственного лица и периодичность представления отчета о реализации плана не реже 1 раза в квартал |
количество размещенных материалов в печатных средствах массовой информации (в рамках календарного года) – 15 ед.;
хронометраж материалов в электронных средствах массовой информации (в рамках календарного года) – 120 мин.;
количество проведенных массовых мероприятий с участием граждан (семинары, собрания и т.д.) – 33 ед.;
количество человек, охваченных мероприятиями, к общему количеству населения Смоленской области – 70%
|
утверждение регионального плана – не позднее января 2015 года;
отчет об исполнении - не реже 1 раза в квартал, начиная с I квартала 2015 года
|
заинтересованные органы исполнительной власти Смоленской области |
3. |
Утверждение и реализация регионального плана - графика по проекту «Школа грамотного потребителя» с учетом методических рекомендаций Минстроя России (перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам проведения Всероссийского форума «ЖКХ-новое качество» в г. Челябинске 6 июня 2014 г. от 11 июня 2014 г. № ДМ-П9-4312)
|
повышение правовой грамотности населения; снижение социальной напряженности
|
правовой акт Смоленской области об утверждении плана, предусматривающий в том числе определение ответственного лица и периодичность представления отчета о реализации плана не реже 1 раза в квартал |
устанавливаются региональным планом на основании методических рекомендаций Минстроя России |
утверждение регионального плана- графика – не позднее января 2015 года;
отчет об исполнении - не реже 1 раза в квартал начиная с I квартала 2015 года |
заинтересованные органы исполнительной власти Смоленской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4. |
Создание и организация работы в городских поселениях и муниципальных районах Смоленской области центров поддержки собственников совместно с Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ, осуществляющих деятельность по поддержке собственников, пользователей помещений в реализации их прав и законных интересов в жилищной сфере, в том числе в части оказания содействия в организации подготовки и проведения общих собраний собственников помещений в МКД (далее – центры поддержки); организация мониторинга работы указанных структур в муниципальных образованиях Смоленской области |
повышение «чистоты» и законности проведения общих собраний собственников помещений в МКД;
повышение информирован-ности собственников в части своих жилищных прав и законных интересов;
улучшение качества управления МКД за счет своевременного проведения общих собраний
|
правовой акт Смоленской области об утверждении порядка и графика создания центров поддержки с разбивкой по муниципальным образованиям предусматривающий, в том числе ответственных лиц и периодичность представления информации о реализации графика не реже 1 раза в квартал |
количество городских поселений и муниципальных районов, в которых созданы центры поддержки, – 27 ед.
|
организация центров поддержки в муниципалите-тах – не позднее I квартала 2015 года;
обеспечение работы - постоянно |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области»;
органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов Смоленской области (по согласованию) |
5. |
Создание и обеспечение деятельности общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (далее – общественные советы в сфере ЖКХ) (примечание: создание таких советов на уровне субъекта Российской Федерации, в муниципальных районах и городских поселениях рекомендуется осуществлять в обязательном порядке, на добровольной основе – во всех остальных муниципальных образованиях)
|
оказание содействия органам местного самоуправления в осуществлении муниципального жилищного контроля;
вовлечение общественности в общественный контроль ЖКХ |
правовой акт Смоленской области о создании общественных советов в сфере ЖКХ, об утверждении примерного положения об общественном совете в сфере ЖКХ и осуществлении мониторинга деятельности указанных советов
|
наличие общественного совета в сфере ЖКХ при Губернаторе Смоленской области;
количество муниципальных образований, в которых созданы общественные советы в сфере ЖКХ, по отношению к количеству муниципальных образований, в которых они фактически созданы и функционируют, – 50%
|
создание общественных советов в сфере ЖКХ - не позднее I квартала 2015 года;
обеспечение деятельности – постоянно |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области»;
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6. |
Создание системы мониторинга:
дебиторской задолженности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по оплате ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
кредиторской задолженности РСО по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
дебиторской задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
|
повышение прозрачности и подконтрольности сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций;
повышение эффективности работы управляющих организаций, РСО;
обеспечение доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ
|
правовой акт Смоленской области об утверждении порядка осуществления мониторинга задолженности |
|
постоянно |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области»;
Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
7. |
Предоставление сведений о состоянии жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области в информационную систему Минстроя России в соответствии с утвержденным перечнем показателей (приказ Минстроя России от 17 июня 2014 г. № 309/пр «Об организации мониторинга исполнения субъектами Российской Федерации федеральных решений по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства») |