ПРОЕКТ плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)»
В целях реализации п. 3.5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27.06.2014 № ДК-П9-127пр; приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2014 № 447/пр; п. 1 протокола селекторного совещания в режиме видеоконференции у заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросу разработки региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации и отдельным вопросам реализации законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 25.09.2014 № 295-ПРМ-АЧ разработан проект плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)».
Замечания и предложения к проекту «дорожной карты» просьба направлять в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ по адресу: 214000 г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14-а или по электронной почте: jkhtop@admin.smolensk.ru
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИП О С Т А Н О В Л Е Н И Е
|
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)» |
|
В целях реализации п. 3.5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27.06.2014 № ДК-П9-127пр «О реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда», «Об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги»; приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2014 № 447/пр «Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации»; п. 1 протокола селекторного совещания в режиме видеоконференции у заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросу разработки региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации и отдельным вопросам реализации законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 25.09.2014 № 295-ПРМ-АЧ
Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области (2014-2020 годы)» (далее также – «дорожная карта»).
2. Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Н. Пучков), Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (О.А. Рыбалко), Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (Р.А. Захаров), Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (П.С. Бабюк) обеспечить исполнение «дорожной карты».
3. Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Н. Пучков) один раз в полугодие до 25 января и 25 июля проводить мониторинг реализации «дорожной карты».
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области разработать аналогичные комплексы мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях Смоленской области.
Губернатор
Смоленской области А.В. Островский
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации Смоленской области от _______________ № _______
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта»)
«Развитие жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области
(2014-2020 годы)»
1. Общее описание «дорожной карты»
В рамках реализации на территории Смоленской области Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009 - 2013 годах органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ликвидировано 52,9 тыс. кв. метров аварийного жилья, из которого переселено более 3 100 граждан.
Однако выполнение программ не позволяет в полной мере решить вопрос ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими ликвидации, расположенных на территории Смоленской области, составляет 56,5 тыс. кв. метров.
Актуальность и важность данной проблемы требует выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Целями «дорожной карты» являются полная ликвидация к 1 сентября 2017 года аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Смоленской области, признанного в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и улучшение условий жизни населения Смоленской области и, как следствие, рост уровня жизни.
Объекты коммунальной инфраструктуры Смоленской области находятся в изношенном состоянии. Мониторинг технического состояния котельных, расположенных на территории Смоленской области, показывает, что количество установленных в них котлов со сроком эксплуатации 10 лет и более ежегодно увеличивается на 5 - 7 процентов и составляет более 60,5 процента.
Наиболее слабым звеном системы теплоснабжения Смоленской области являются тепловые сети. Основная причина этого - наружная коррозия подземных теплопроводов, в первую очередь, подающих линий водяных тепловых сетей, на которые приходится 80 процентов всех повреждений на системах теплоснабжения.
Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) составляет 1199,4 км, из них 379,4 км - ветхие тепловые сети, что составляет 31,6 процента от общей протяженности тепловых сетей.
Система централизованного водоснабжения Смоленской области представляет собой комплекс взаимосвязанных технических сооружений и состоит из 1235 водозаборных узлов, состоящих из 1534 единиц водопроводных насосных станций первого подъема производительностью 738,3 тыс. куб. м в сутки и 61 единицы станций второго и третьего подъемов производительностью 402,4 тыс. куб. м в сутки. При этом только 15 водозаборных узлов имеют очистные сооружения водопровода (станции обезжелезивания и умягчения воды) пропускной способностью 92,3 тыс. куб. м в сутки, что не превышает 25 процентов от полной потребности населения, и 5107,4 км водопроводных сетей, из которых 2061,9 км или 40,3 процента находятся в ветхом состоянии и нуждаются в замене.
Система водоотведения Смоленской области представляет собой комплекс технических сооружений, осуществляющих транспортировку и очистку сточных вод, и состоит из 206 комплексов очистных сооружений пропускной способностью 378,2 тыс. куб. м/сутки, 186 канализационных насосных станций и 1676,9 км канализационных сетей, из которых 426,8 км или 25,4 процента нуждаются в замене.
Из действующих канализационных очистных сооружений 42 процента перегружено, 80 процентов эксплуатируются более 40 лет и нуждаются в реконструкции. Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений составляет 55 тыс. куб. м/сутки. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, что ухудшает экологическую обстановку в Смоленской области и снижает рекреационную привлекательность водных объектов.
В жилищно-коммунальной сфере от населения Смоленской области образуется около 350 000 – 400 000 тонн бытовых отходов, или почти 35 процентов от объема образования отходов производства. Однако в отличие от отходов производства, 70% которых используются и обезвреживаются на предприятиях, а только 30% подлежит захоронению, практически вся масса бытовых отходов размещается на свалках и полигонах твердых бытовых отходов. И это является серьезной проблемой, которую необходимо решать на местном уровне.
В настоящее время в Смоленской области в государственный реестр объектов размещения отходов внесено только 12 полигонов ТБО в 12 муниципальных районах Смоленской области, соответственно в 13 муниципальных районах области отсутствуют объекты размещения отходов, где разрешено захоранивать отходы.
Ключевыми проблемами, влияющими на экологически безопасное обращение всех видов отходов в Смоленской области, являются: отсутствие полигонов ТБО; недопустимо высокий объем направляемых на захоронение отходов, обусловленный низким уровнем извлечения из отходов вторичных ресурсов; отсутствие возможности утилизации крупногабаритных отходов, в которых содержатся коммерчески привлекательные фракции; слабая конкурентная среда, недостаточное участие субъектов малого предпринимательства в процессе утилизации и переработки отходов; отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные, отсутствие схем санитарной очистки территории.
Требуется провести комплекс мер, направленных на обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизацию затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
Реализация «дорожной карты» будет способствовать концентрации и эффективному использованию финансовых, социально-экономических ресурсов в целях решения проблем, связанных с повышением качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Смоленской области, повышением качества жилищного обеспечения населения Смоленской области, и тем самым повышением качества жизни населения Смоленской области.
Реализация «дорожной карты» обеспечит условия для развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий, для стимулирования развития и модернизации естественных монополий в целях обеспечения доступности их услуг, а также повышения открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществлению функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений и защите интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
2. Цели разработки «дорожной карты»
Целями «дорожной карты» являются:
- развитие жилищно-коммунального хозяйства как важного ресурса социально-экономического развития Смоленской области, социальной стабильности и благополучия населения;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и устойчивого развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение открытости, качества и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений;
-улучшение условий проживания граждан;
-улучшение состояния многоквартирного жилищного фонда;
- предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду;
- вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
3. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества
предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Механизм реализации |
Индикаторы |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
I. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства
|
|||||||
1. |
Осуществление мониторинга соблюдения требований
постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»,
постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»,
постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса (в части раскрытия информации в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов)», |
Повышение прозрачности и подконтрольности сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций; повышение эффективности работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО); обеспечение доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ |
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 № 162 «Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Смоленской области |
1. Количество (%,шт.) организаций, раскрывающих информацию в соответствии с установленными требованиями (по отношению к общему количеству организаций соответствующего вида деятельности) – 50%. 2. Количество (%,шт.) организаций, раскрывающих частично информацию соответствующую установленным требованиям (по отношению к общему количеству организаций соответствующего вида) – 20%. 3. Количество (шт.) организаций, привлеченных к ответственности за нарушение установленных требований (с разбивкой по видам организаций) – 38 организаций |
Организация системы мониторинга – не позднее июля 2015 года; осуществление мониторинга - не реже 1 раза в квартал, начиная с 1 квартала 2015 года |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике |
|
|
постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»,
постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»,
постановления Администрации Смоленской области от 23.09.2014 № 660 «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области»,
постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 21.11.2013 № 355 «Об утверждении порядка предоставления теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями информации, подлежащей свободному доступу»,
постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 21.11.2013 № 354 «Об утверждении порядка предоставления организациями коммунального комплекса информации, подлежащей свободному доступу»
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Утверждение и реализация регионального плана мероприятий по информированию граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросам: а) создания и функционирования систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; б) расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.; в) оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом общедомовых расходов, социальной нормы потребления, предельных индексов роста платы граждан и других актуальных вопросов; г) осуществления лицензирования деятельности по управлению МКД; д) развития системы общественного контроля в сфере ЖКХ (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 марта 2014 г. №ДК-П9-1465)
|
Повышение правовой грамотности населения; снижение социальной напряженности
|
Акт Смоленской области об утверждении плана, предусматривающий, в том числе, определение ответственного лица и периодичность представления отчета о реализации плана не реже 1 раза в квартал |
1. Количество (шт.) размещенных материалов в печатных СМИ (в рамках календарного года) - 15. 2. Хронометраж (мин.) материалов в электронных СМИ (в рамках календарного года) – 120 мин. 3. Количество (шт.) проведенных массовых мероприятий с участием граждан (семинары, собрания и т.д.) - 33. 5. Количество (чел., % к общему количеству населения Смоленской области) населения, охваченного мероприятиями – 70%
|
Утверждение регионального плана – не позднее января 2015 года; отчет об исполнении - не реже 1 раза в квартал, начиная с первого квартала 2015 года
|
Органы исполнительной власти Смоленской области |
|
3. |
Утверждение и реализация регионального плана – графика по проекту «Школа грамотного потребителя» с учетом методических рекомендаций Минстроя России (перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам проведения Всероссийского форума «ЖКХ-новое качество» в г. Челябинске 6 июня 2014 г. от 11 июня 2014 г. №ДМ-П9-4312) |
Повышение правовой грамотности населения; снижение социальной напряженности
|
Акт Смоленской области об утверждении плана, предусматривающий, в том числе, определение ответственного лица и периодичность представления отчета о реализации плана не реже 1 раза в квартал |
Устанавливаются региональным планом на основании методических рекомендаций Минстроя России |
Утверждение регионального плана - графика – не позднее января 2015 года; отчет об исполнении - не реже 1 раза в квартал начиная с 1 квартала 2015 года
|
Органы исполнительной власти Смоленской области |
|
4. |
Создание и организация работы в городских поселениях и муниципальных районах Смоленской области «Центров поддержки собственников» совместно с Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ, осуществляющих деятельность по поддержке собственников, пользователей помещений в реализации их прав и законных интересов в жилищной сфере, в том числе в части оказания содействия в организации подготовки и проведения общих собраний собственников помещений в МКД (далее – центры поддержки); организация мониторинга работы указанных структур в муниципальных образованиях |
Повышение «чистоты» и законности проведения общих собраний собственников помещений в МКД; повышение информированности собственников в части своих жилищных прав и законных интересов; улучшение качества управления МКД за счет своевременного проведения общих собраний |
Акт Смоленской области об утверждении порядка и графика создания центров поддержки с разбивкой по муниципальным образованиям, предусматривающий, в том числе, ответственных лиц и периодичность представления информации о реализации графика не реже 1 раза в квартал |
Количество (%, шт.) городских поселений и муниципальных районов, в которых созданы центры поддержки (по отношению к общему количеству таких муниципальных образований на территории Смоленской области) – 27 шт.
|
Организация центров поддержки в муниципалитетах – не позднее 1 квартала 2015 года; обеспечение работы - постоянно |
Органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию) |
|
5. |
Создание и обеспечение деятельности общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (далее – общественные советы в ЖКХ) (примечание: создание таких советов на уровне субъектов Российской Федерации (при высших должностных лицах), в муниципальных районах и городских поселениях рекомендуется осуществлять в обязательном порядке, на добровольной основе – во всех остальных муниципальных образованиях) |
Оказание содействия ОМС в осуществлении муниципального жилищного контроля; вовлечение общественности в общественный контроль ЖКХ |
Акт Смоленской области о создании общественных советов в сфере ЖКХ, утверждении примерного положения об общественном совете и осуществлении мониторинга деятельности указанных советов
|
1. Наличие общественного совета в ЖКХ при Губернаторе Смоленской области. 2. Количество (%, шт.) муниципальных образований, в которых созданы общественные советы в ЖКХ по отношению к количеству (%, шт.) муниципальных образований, в которых они фактически созданы и функционируют – 50%
|
Создание общественных советов в ЖКХ - не позднее 1 квартала 2015 года; обеспечение деятельности – постоянно |
Органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию) |
|
6. |
Создание системы мониторинга: а) дебиторской задолженности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (далее – МКД), по оплате ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг; б) кредиторской задолженности РСО по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг; в) дебиторской задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
|
Повышение прозрачности и подконтрольности сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций; повышение эффективности работы управляющих организаций, РСО; обеспечение доступа граждан к необходимой информации в сфере ЖКХ
|
Акт Смоленской области об утверждении порядка осуществления мониторинга |
|
Постоянно |
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию) |
|
7.1 |
Предоставление сведений о состоянии жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области в информационную систему Минстроя России в соответствии с утвержденным перечнем показателей (приказ Минстроя России от 17 июня 2014 г. № 309/пр «Об организации мониторинга исполнения субъектами Российской Федерации федеральных решений по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства») |
Повышение информационной открытости жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области; создание условий для систематизации и анализа развития жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области
|
Определение лиц, ответственных за предоставление данных в информационную систему Минстроя России |
1. Наличие лица, ответственного за предоставление данных в информационную систему Минстроя России. 2. Полнота (%) сведений, вносимых в информационную систему Минстроя России по отношению к общему объему сведений, установленных Минстроем России – 90% |
Внесение данных в информационную систему Минстроя России - постоянно, в соответствии с установленными сроками |
Органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию)
|
|
7.2 |
Предоставление сведений о состоянии жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области в информационную систему Минстроя России «Отчет по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.08.2011 № 1493-р» |
Повышение информационной открытости жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области; создание условий для систематизации и анализа развития жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области |
Определение лиц, ответственных за предоставление данных в информационную систему Минстроя России |
|
Ежеквартально |
Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию)
|
|
8. |
Реализация мероприятий во исполнение Федерального закона от 21.07.2014 № 209 – ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» |
Обеспечение доступа к информации и сервисам в сфере ЖКХ в рамках ГИС ЖКХ
|
В соответствии с методическими документами Минстроя России и Минсвязи России |
В соответствии с методическими документами Минстроя России и Минсвязи России |
В соответствии с методическими документами Минстроя России и Минсвязи России |
Органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления Смоленской области (по согласованию) |
|
II. Содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами
|
|||||||
9. |
Осуществление лицензирования деятельности по управлению МКД на территории Смоленской области, в том числе организация и осуществление лицензионного контроля |
Обеспечение условий реализации требований федерального законодательства в части лицензирования деятельности по управлению МКД
|
Акты Смоленской области об организации лицензирования лиц, осуществляющих управление МКД на территории Смоленской области (в соответствии с требованиями федерального законодательства) |
1. Количество (шт.) заявлений о выдаче лицензий. 2. Количество (шт.) выданных лицензий. 3. Количество (шт.) от Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам. Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг! |